Click to order
Total: 
Доставка
Промо-код
Телефон для оповещения
Нажиманя на кнопку оплата заказа картой вы соглашаетесь с Пользовательским соглашением
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

СВОД ПРАВИЛ СП 11.13130.2009

МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИй ПОЖАРНОй ОХРАНЫ

Порядок и методика определения

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 642)

"СП 11.13130.2009. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения"(утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 181)(ред. от 09.12.2010)Предисловие
ОКС 13.220.01; ОКВЭД L 7523040
Дата введения 1 мая 2009 года
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения сводов правил - Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения сводов правил" от 19 ноября 2008 г. N 858.
Сведения о своде правил
1. Разработан ФГУ ВНИИПО МЧС России.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность".
3. Утвержден и введен в действие Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 181.
4. Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. 5. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (ФГУ ВНИИПО МЧС России) в сети Интернет.
"СП 11.13130.2009. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения"(утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 181)(ред. от 09.12.2010)1. Область применения
1.1. Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 76 и 97 Федерального закона от 22 июля N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
1.2. Настоящий свод правил является нормативным документом по пожарной безопасности добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов (далее - населенных пунктов) и производственных объектов.
Утвержден и введен в действие Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 181
1.3. Настоящим сводом правил следует руководствоваться при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны.
1.4. Настоящий свод правил не распространяется на объекты производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объекты уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземные космические объекты и стартовые комплексы, горные выработки.
2. Термины и определения
В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1. Оперативное подразделение пожарной охраны: подразделение, созданное для тушения пожаров и проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ, размещаемое в здании пожарного депо.
2.2. Дежурный караул: самостоятельное оперативное подразделение пожарной части, личный состав которого выезжает на тушение пожаров с использованием пожарной техники.
2.3. Место дислокации подразделения пожарной охраны: место на территории населенного пункта или производственного объекта, на котором следует расположить (расположено) пожарное депо.
2.4. Пожарное депо: специальное здание (сооружение), в котором размещаются личный состав и пожарная техника оперативного подразделения пожарной охраны.
2.5. Объект предполагаемого пожара: здание, сооружение, строение, технологическая установка, склады для хранения материальных ценностей под открытым небом, в которых возможно возникновение пожара.
2.6. Схема развития пожара: геометрические закономерности изменения площади пожара при горении соответствующего вида пожарной нагрузки.
2.7. Максимально допустимое расстояние: наибольшее расстояние по уличной сети дорог населенного пункта или производственного объекта от пожарного депо до объекта предполагаемого пожара, при котором гарантируется достижение соответствующей цели выезда оперативного подразделения пожарной охраны на пожар.
2.8. Пространственная зона размещения пожарного депо: часть территории населенного пункта или производственного объекта, на которой целесообразно разместить подразделение пожарной охраны (пожарное депо) для защиты одного объекта предполагаемого пожара.
2.9. Область пересечения пространственных зон размещения пожарного депо: часть территории населенного пункта или производственного объекта, на которой целесообразно разместить подразделение пожарной охраны (пожарное депо) для защиты двух и более объектов предполагаемого пожара.
2.10. Цель выезда подразделения пожарной охраны на пожар: условие тушения пожара, при выполнении которого обеспечивается предотвращение соответствующего нежелательного события на пожаре.
2.11. Время прибытия первого подразделения к месту вызова: время следования оперативного подразделения пожарной охраны от места получения сообщения о пожаре (от пожарного депо) до объекта предполагаемого пожара.
3. Порядок определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны
3.1. Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны проводится для существующих или проектируемых населенных пунктов (их микрорайонов) или производственных объектов. 3.2. Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны производится в три
этапа:- предварительный;
- проведения расчетов;
- подготовки заключения.
3.2.1. Предварительный этап подготовки к проведению расчетов по определению числа и мест
дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенных пунктов или производственных объектов предусматривает определение исполнителя, целей и условий проведения работы.
Предварительный этап переговоров проводится для определения:
- целей, задач и критериев решения задачи;
- содержания и последовательности проведения расчетов;
- объема и порядка представления исполнителю документов, необходимых для проведения расчетов; - сроков проведения расчетов, отражаемых в календарном плане работ.
По результатам предварительного этапа работы составляется техническое задание исполнителю на осуществление работ по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны для населенных пунктов или производственных объектов.
Срок проведения работ определяется сложностью градостроительной структуры населенного пункта (для производственных объектов - сложностью его инфраструктуры) и объемом необходимых исходных данных по объектам предполагаемого пожара, но, как правило, не превышает шести месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и выполнения всех иных условий проведения расчетов, определяемых техническим заданием.
Исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны представляются:
- для населенных пунктов - органами исполнительной власти (администрацией) населенных пунктов;
- для производственных объектов - собственником(ми) объекта или лицом(ми), уполномоченным(ми) владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями (сооружениями) производственного объекта.
3.2.2. Этап проведения расчетов включает в себя:
- анализ представленной технической и проектной документации с целью идентификации составляющих объектов предполагаемого пожара, расположенных на территории населенных пунктов или производственных объектов;
- проверку соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах установленным требованиям;
- обоснование и согласование с органами исполнительной власти населенного пункта или собственником(ми) производственного объекта целей выезда дежурного караула пожарной охраны на пожар;
- определение параметров систем противопожарной защиты объектов предполагаемого пожара;
- выбор наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах;
- выбор вида горючего вещества или материала в помещении наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара;
- проведение расчетов по методикам настоящего свода правил.
3.2.3. Этап подготовки заключения предусматривает формирование исполнителем отчетных материалов по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны и представление необходимого количества экземпляров заключения, ранее согласованного с заказчиком.
В заключении по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны приводится следующая информация:
- технико-экономические и другие характеристики населенного пункта или производственного объекта;
- наиболее пожароопасные объекты предполагаемого пожара;
- исходные данные для проведения расчетов по каждому объекту предполагаемого пожара;
- результаты расчетов по методикам, представленным в настоящем своде правил;
- возможные варианты дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного
пункта или производственного объекта;
- цели выезда подразделений пожарной охраны на пожар для каждого объекта предполагаемого
пожара, которые обеспечиваются в результате реализации предлагаемого варианта дислокации;
- предложения по минимизации числа подразделений пожарной охраны и условия для их
минимизации.
Заключение о необходимом числе и местах дислокации оперативных подразделений пожарной
охраны подписывается исполнителем (руководителем организации) и согласовывается с Главным управлением МЧС России по соответствующему субъекту Российской Федерации (в случаях, когда это предусматривается техническим заданием на выполнение работы).
Расчет дислокации подразделений пожарной охраны для населенных пунктов или производственных объектов, в эксплуатационной документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
4. Методика определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны
4.1. Число и места дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта определяются на основании расчетного определения максимально допустимого расстояния от объекта предполагаемого пожара до ближайшего пожарного депо, определения пространственных зон размещения пожарного депо для каждого объекта предполагаемого пожара и областей пересечения указанных пространственных зон для всей совокупности объектов предполагаемого пожара.
4.2. Определение мест дислокации подразделений пожарной охраны начинается с составления
списка объектов предполагаемого пожара, расположенных на территории населенного пункта или производственного объекта.
4.3. Для каждого объекта предполагаемого пожара рассчитывается максимально допустимое расстояние от него до ближайшего пожарного депо в зависимости от цели выезда дежурного караула на пожар и выбранной схемы его развития.
Максимально допустимое расстояние от объекта предполагаемого пожара до ближайшего пожарного депо определяется для одной или одновременно нескольких из нижеприведенных целей выезда подразделений пожарной охраны на пожар:
- цель N 1: ликвидация пожара прежде, чем его площадь превысит площадь, которую может потушить один дежурный караул.
Эта цель должна достигаться всегда и как самостоятельная (и единственная) обычно реализуется при тушении пожара на открытом пространстве, когда время его ликвидации не ограничено, а также в зданиях (сооружениях) большой площади, с высокими пределами огнестойкости строительных конструкций и при отсутствии людей, которых необходимо эвакуировать силами дежурного караула (производственные и складские помещения большого объема);
- цель N 2: ликвидация пожара прежде, чем наступит предел огнестойкости строительных конструкций в помещении пожара;
- цель N 3: ликвидация пожара прежде, чем опасные факторы пожара достигнут критических для жизни людей значений.
Эта цель подлежит реализации при тушении пожаров в зданиях с массовым пребыванием людей, когда расчетное время эвакуации людей из здания больше необходимого времени эвакуации людей (то есть, когда опасность для жизни людей наступает до того, как они эвакуируются из здания), и их эвакуация не завершилась до прибытия пожарных подразделений, а также при ликвидации пожаров в помещениях, из которых эвакуация людей невозможна без причинения вреда их жизни (помещения с послеоперационными больными, подключенными к аппаратам искусственного поддержания жизнедеятельности организма, помещения с людьми в барокамерах и др.) или нецелесообразна по условиям технологического процесса.
Максимально допустимое расстояние от объекта предполагаемого пожара до ближайшего пожарного депо определяют для одной из выбранных схем развития пожара:
а) горение твердых веществ и материалов на площади в виде круга;
б) горение твердых веществ и материалов на площади в виде полосы с постоянной шириной;
в) горение свободно растекающихся легко воспламеняющихся жидкостей и горючих жидкостей (ЛВЖ
и ГЖ), а также расплавов твердых горючих материалов;
г) горение ЛВЖ и ГЖ, а также расплавов твердых горючих материалов на постоянной площади (в
обваловании).
4.4. Расчет максимально допустимого расстояния осуществляется в следующей последовательности: - выбор наиболее пожароопасного помещения на объекте предполагаемого пожара (определяется по
минимальному значению необходимого времени эвакуации людей из помещений при пожаре), для сооружения осуществляется выбор варианта, при котором реализуется наибольшая площадь возможного пожара;
- выбор наиболее пожароопасного вида горючего вещества или материала в помещении (определяется по минимальному значению необходимого времени эвакуации людей из помещения при пожаре для случаев горения различных веществ и материалов в этом помещении), для сооружения осуществляется выбор горючего вещества или материала, при горении которого реализуется наибольшая площадь возможного пожара;
- выбор схемы развития пожара;
- выбор цели(ей) выезда на пожар дежурного караула подразделения пожарной охраны;
- расчет максимально допустимого расстояния по методике, приведенной в разделе 5 настоящего
свода правил.
4.5. По величине максимально допустимого расстояния для каждого рассматриваемого объекта
предполагаемого пожара на территории населенного пункта или производственного объекта определяется (очерчивается) пространственная зона допустимого размещения подразделения пожарной охраны (пожарного депо). Тем самым определяется территория потенциально возможной дислокации подразделения пожарной охраны для защиты рассматриваемого объекта предполагаемого пожара.
В общем случае максимально допустимое расстояние от объекта предполагаемого пожара до ближайшего пожарного депо следует определять по уличной сети дорог населенного пункта или производственного объекта (см. рисунок 1).
"СП 11.13130.2009. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения"(утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 181)(ред. от 09.12.2010)Для построения пространственной зоны потенциально возможного размещения пожарного депо в виде простой геометрической фигуры (например, круга, шестиугольника и др.) допускается использовать не максимально допустимое расстояние, а радиус окружности, описанной вокруг пространственной зоны (расстояние по воздушной прямой от объекта предполагаемого пожара до потенциального места размещения пожарного депо), рассчитанный с учетом коэффициента непрямолинейности уличной сети дорог в населенном пункте или на производственном объекте.
4.6. Число и места дислокации подразделений пожарной охраны определяют по областям пересечения пространственных зон потенциально возможного размещения пожарных депо для всей совокупности объектов предполагаемого пожара по методике, приведенной в разделе 6 настоящего свода правил.
5. Методика определения максимально допустимого расстояния от объекта предполагаемого пожара до ближайшего пожарного депо
Расчет максимально допустимого расстояния от объекта предполагаемого пожара до ближайшего здания пожарного депо производится в следующей последовательности:
5.1. Выбирают объект предполагаемого пожара (здание или сооружение, которое подлежит защите). 5.2. Рассчитывают по методике Приложения А к настоящему своду правил необходимое время
эвакуации людей из помещения при пожаре - τнб . В качестве помещений пожара следует выбирать несколько помещений с различными видами и схемами размещения горючих материалов.
5.3. Выбирают (обосновывают) наиболее пожароопасное помещение в здании (помещение, для
которого τнб = min).
5.4. Выбирают наиболее пожароопасный вид горючего материала в помещении пожара (материала,
для которого τнб = min).
5.5. Выбирают (обосновывают) расчетную схему развития пожара в защищаемом помещении. В
качестве расчетной выбирают одну из приведенных в 5.9 настоящей Методики расчетных схем развития
пожара в помещении, для которого τнб = min.
5.6. Выбирают цели выезда оперативных подразделений пожарной охраны на пожар в здании.
Цель N 1 выбирают для всех открытых пожаров (пожаров на открытом пространстве вне зданий и
сооружений).
Цели N 1 и N 2 выбирают для всех внутренних (закрытых) пожаров (пожаров внутри зданий и
сооружений).
Одновременное достижение целей N 1, N 2 и N 3 выбирают для внутренних пожаров только в том
случае, когда эвакуация людей из помещения пожара невозможна без причинения вреда их жизни (помещения с послеоперационными больными, подключенными к аппаратам искусственного поддержания жизнедеятельности организма, помещения с людьми в барокамерах и др.) или нецелесообразна по условиям технологического процесса.
5.7. Подбирают необходимые исходные данные для проведения расчетов максимально допустимого расстояния по дорогам населенного пункта или производственного объекта от здания (сооружения) до
пожарного депо -
li
(где i - номер цели выезда подразделений пожарной охраны на пожар).
5.8. Определяют расчетным путем по формулам (16) - (24) необходимые для проведения расчетов
li
параметры.
5.9. Рассчитывают значения максимально допустимого расстояния от объекта предполагаемого
пожара до ближайшего здания пожарного депо
li
для каждой из рассматриваемых целей и соответствующих схем развития пожара по формулам:
а) для случая кругового распространения пламени по поверхности твердых веществ и материалов:
5.13. Исходные данные для расчета максимально допустимого расстояния от объекта предполагаемого пожара до ближайшего пожарного депо для рассматриваемых целей и соответствующих схем пожаров определяют по справочной литературе. В случае их отсутствия в справочной литературе исходные данные определяют экспериментально для соответствующей комбинации горючих материалов рассматриваемого объекта предполагаемого пожара.
6. Методика определения областей пересечения пространственных зон размещения пожарного депо
6.1. Области пересечения пространственных зон для обоснования мест целесообразного размещения пожарных депо определяют:
- графическим методом определения областей пересечения пространственных зон размещения пожарных депо;
- методом компьютерной реализации алгоритма определения областей пересечения пространственных зон размещения пожарных депо.
6.2. Графический метод определения областей пересечения пространственных зон размещения пожарных депо может использоваться для населенных пунктов и производственных объектов с невысокой плотностью застройки зданиями (сооружениями), когда обеспечивается наглядное представление зон на карте населенного пункта или плане производственного объекта и предполагает:
- выбор геометрической фигуры представления пространственных зон размещения пожарных депо;
- построение на карте населенного пункта или плане производственного объекта пространственных зон размещения пожарных депо вокруг каждого объекта предполагаемого пожара;
- определение областей на территории населенного пункта или производственного объекта, в которых пересекаются пространственные зоны, построенные вокруг каждого объекта предполагаемого пожара;
- последовательное размещение в каждой из определенных областей здания пожарного депо и последующее исключение из рассмотрения объектов, защита которых обеспечивается подразделением пожарной охраны, дислоцированным в этом депо. Данная процедура выполняется до тех пор, пока не будет обеспечена противопожарная защита всех объектов населенного пункта или производственного объекта;
- рассмотрение других возможных вариантов размещения пожарных депо на территории населенного пункта или производственного объекта. Для этого рассматривают размещение пожарных депо в иных областях пересечения пространственных зон;
- выбор из всех найденных вариантов размещения оптимального с точки зрения минимизации количества пожарных депо и возможности размещения зданий депо в соответствующих областях.
В случаях, когда максимально допустимое расстояние от объекта предполагаемого пожара до ближайшего пожарного депо сопоставимо по своей величине с линейными размерами территории населенного пункта или производственного объекта, допускается размещать пожарное депо на любом участке территории населенного пункта или производственного объекта свободным от других объектов (здания, сооружения, транспортные магистрали, водоемы, лесные массивы и т.д.). В этом случае пространственной зоной размещения пожарного депо является вся территория населенного пункта или производственного объекта, свободная от других объектов.
6.3. Метод компьютерной реализации алгоритма определения областей пересечения пространственных зон размещения пожарных депо предполагает:
- выбор геометрической фигуры представления пространственных зон размещения пожарных депо;
- построение для каждого объекта предполагаемого пожара пространственной зоны, в которой может быть размещено здание пожарного депо. Границы пространственной зоны определяют на основании максимально допустимого расстояния от объекта предполагаемого пожара до здания пожарного депо;
- определение всех областей пересечения пространственных зон двух объектов предполагаемого пожара. Полученные области пересечения являются потенциальными местами дислокации подразделений пожарной охраны для защиты двух объектов предполагаемого пожара;
- определение областей пересечения пространственных зон трех объектов предполагаемого пожара. Для этого последовательно перебирают полученные области пересечения пространственных зон двух объектов и находят области их пересечения с пространственными зонами остальных объектов. Полученные области пересечения являются потенциальными местами дислокации подразделений пожарной охраны для защиты трех объектов предполагаемого пожара;
- определение областей пересечения пространственных зон четырех объектов предполагаемого пожара. Для этого последовательно перебирают области пересечения пространственных зон трех объектов предполагаемого пожара и находят области их пересечения с пространственными зонами остальных
объектов. Полученные области пересечения являются потенциальными местами дислокации подразделений пожарной охраны для защиты четырех объектов предполагаемого пожара. Описанную процедуру продолжают до тех пор, пока не будет найдена пространственная область (или несколько областей), в которой пересекаются пространственные зоны максимального количества объектов предполагаемого пожара, равного К;
- размещение в одной из найденных областей пересечения первого пожарного депо. Оно обеспечивает противопожарную защиту рассматриваемых К объектов, пространственные зоны которых пересекаются в данной области. Объекты предполагаемого пожара, противопожарная защита которых обеспечена первым депо, исключают из списка этих объектов;
- повторение процедуры нахождения областей пересечения пространственных зон для оставшихся объектов предполагаемого пожара. В результате определяют область пересечения для размещения второго пожарного депо;
- исключение из списка объектов предполагаемого пожара всех объектов, противопожарная защита которых обеспечена вторым депо;
- поиск области пересечения, в которой размещают третье пожарное депо;
- повторение вышеописанной процедуры определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта до тех пор, пока из списка объектов предполагаемого пожара не исключены все рассматриваемые объекты. В результате определяют один из вариантов дислокации подразделений пожарной охраны (размещения пожарных депо) на территории населенного пункта или производственного объекта;
- определение других вариантов размещения пожарных депо на территории населенного пункта или производственного объекта. Для этого повторяют вышеописанную процедуру, выбирая другие области пересечения для размещения пожарных депо. Критерием выбора областей пересечения является количество пересекающихся пространственных зон объектов предполагаемого пожара, которое должно быть меньше максимального значения К;
- выбор из всех найденных вариантов размещения пожарных депо варианта с наименьшим количеством пожарных депо. Если таких вариантов несколько, то решение о выборе варианта размещения принимают с учетом критериев, в которых отражены условия запрещения размещения зданий пожарных депо в полученных областях пересечения: отсутствие в данных областях участков для размещения пожарных депо (размещение на этом участке других зданий, сооружений, а также транспортных магистралей, водоемов, лесных массивов и т.д).
Ключевые слова: место дислокации, подразделение пожарной охраны, максимально допустимое расстояние, объект предполагаемого пожара, пожарное депо